В большинстве случаев проблемы с возвратом денег за товар возникают при желании вернуть товар качественный, но не подошедший по субъективным причинам.
Другое дело, когда вещь некачественная. Вряд ли магазин откажется вернуть за нее деньги или обменять.
Когда речь заходит об обмене товара надлежащего качества, продавцы и бизнесмены готовы выдвигать какие угодно аргументы и дополнительные требования к возврату.
Но все эти действия никак не подкреплены законодательно.
За некоторыми исключениями, о которых поговорим позже, вернуть товар надлежащего качества – неотъемлемое право покупателей.
Законы о защите прав потребителей
Право покупателя вернуть товар качественный, но не подошедший по фасону, форме, комплектации или иным причинам, записано в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» в ред. от 13.07.2015 г.
Покупатель может вернуть деньги за качественный товар, если в день обращения в магазине отсутствует аналогичный товар.
Срок возврата денег за товар – 3 дня со дня возврата, что и прописано в п.2 ст.25 Закона.
Товар можно обменять или вернуть деньги за него и при покупке дистанционно, через интернет-магазин (п.4 ст. 26.1 Закона). В этом случае денежная сумма обязана быть возвращена не позднее 10-ти дней со дня предъявления требований о возврате.
Продавец вправе снизить сумму на размер расходов, связанных с доставкой возвращенного товара от покупателя.
Другим документом, регулирующим продажу товара дистанционно, является постановление Правительства «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» в редакции от 4.10.2012 г.
Правила возврата денег
Вернуть деньги можно тогда, когда товар непродовольственный (не является продуктом питания) и не указан в Перечне непродовольственных товаров, не подлежащих обмену.
Такой перечень утвержден правительством РФ 19.01.98 г. в редакции от 23.12.15.
Среди подобных товаров: предметы личной гигиены, детские товары, лекарства и лечебные приспособления, парфюмерия и косметика, мебель, бытовая химия и многое другое.
Товар можно вернуть, если вам не понравился:
- размер;
- фасон;
- габариты;
- комплектация;
- форма;
- расцветка.
П.1 ст. 25 Закона гласит, что продавец не может отказать в приеме товара, когда:
- Товар еще не был в употреблении.
- Нет нарушения пломб и ярлыков.
- Есть чеки и другие документы об оплате.
- Потребительские свойства товара не потеряны.
- Внешний вид не изменился.
Когда товар нельзя обменять в день обращения, так как похожего товара нет в наличии, у покупателя есть 2 варианта:
- Обменять товар позднее, когда нужный товар поступит в магазин.
- Вернуть стоимость товара на момент его продажи. Срок возвращения денег – 3 дня. Наличным или любым безналичным способом.
Итог: вернуть деньги можно только тогда, когда нет варианта обмена на похожий товар, но с другими свойствами.
Однако на практике проблем с возвратом денег за любой товар, не бывший в употреблении, обычно не возникает. Даже если есть возможность обмена.
Порядок возврата денег
При желании сдать товар в магазин с возмещением денег или обменом на похожий товар покупатель обязан составить заявление в 2-х экземплярах.
Образец заявления обычно есть в магазине, на кассе или у администратора (директора).
В нем указывается следующая информация:
- Полное наименование организации-продавца.
- Свои данные. Паспорт, место регистрации и проживания, контактная информация (телефоны, электронная почта).
- Данные о товаре (артикул, номер, описание, сумма чека).
- Подробно описанная причина возврата товара.
- Требования к продавцу (снизить цену и вернуть разницу, обменять на деньги).
- Дата и подпись заявителя.
Продавец при принятии заявления обязан сообщить правила и сроки рассмотрения заявления.
Затем оформляется прием товара вместе с кассовым чеком, который выдали при покупке. На руки покупатель получает накладную, подтверждающую сдачу товара.
Заявление и остальные документы направляются начальнику торговой точки, где он рассматривает их и выносит положительное или отрицательное решение.
Сроки возврата и обмена товара
Срок возврата вещи надлежащего качества, не подошедшей покупателю, установлен в 14 дней, начиная со дня, следующего за датой покупки.
Срок возврата денег за подобный товар – 3 дня с момента принятия соответствующего решения.
На рассмотрение заявления покупателя продавцам дается 10 дней, в течение которых рассматриваются обстоятельства возврата, принимается решение и возвращаются деньги при положительном решении.
Как подать иск в суд
Если вы правильно оформили заявление о возврате средств или обмене, соблюли все законные сроки и правила, но продавец все равно отказывается удовлетворить претензию, обращайтесь в суд.
Хорошим шагом будет обратиться перед этим к юристу на консультацию.
Доказательством вашей позиции в суде служит правильно составленное заявление на возврат и письменный документ продавца об отказе в удовлетворении заявления.
Другие документы, которые могут понадобиться в суде:
- Документы, подтверждающие покупку товара (чеки, договоры).
- Накладная о сдаче товара продавцу на проверку.
- Сведения о дополнительных расходах (кредит, доставка).
- Досудебная претензия продавцу (если была).
Для грамотного составления иска в суд следует руководствоваться следующими правилами:
- Ответчиком в суде будет не физическое лицо, продавшее вам товар, а вся компания или предприятие. Поэтому соберите все данные о продавце заранее, они расположены на информационном стенде предприятия или в интернете.
- Обязательно ссылайтесь на законы и постановления, на основании которых можно удовлетворить ваши требования.
- Перечислите все документы, приложенные к иску. В суде будут использоваться только их копии.
- Если вы потеряли чек за покупку, соберите любые доступные доказательства ее приобретения. Это сложно, но возможно.
Итоги: вернуть деньги качественный товар вполне возможно. Для подачи заявления у вас есть 14 дней со дня покупки.
Если магазин отказал в удовлетворении заявления по каким-либо причинам, обращайтесь в суд с соответствующим иском.
Заявление об обмене (возврате) товара надлежащего качества(формат .doc, размер 35 Кб)
Образцы документов
Перейдя по ссылке, вы сможете скачать необходимые образцы документов: