Возврат денег за товар надлежащего качества
Для пользователей разного рода услуг и покупателей товаров очень важен вопрос возврата товара ненадлежащего качества продавцу или возврата денег за такой товар.
Однако на практике не менее часто встречаются ситуации, в которых товар имеет высокое качество и вины продавца нет, а продукт по некоторым причинам необходимо вернуть.
Подобное право потребителя предусмотрено законом «О защите прав потребителя».
Основания для возврата
Закон «О защите прав потребителя» направлен не только на защиту прав именно потребителя. Его целевое назначение – защита законности правоотношений.
Поэтому предоставление потребителю неограниченного права на возврат товара и денежных средств за товар надлежащего качества могло бы свидетельствовать о дискриминации прав продавца или лица, предоставляющего услуги (далее – продавец).
Законодателем установлен перечень критериев, которым должен отвечать тот или иной товар для того, чтобы подлежать возврату. Так, может быть возвращён товар надлежащего качества, который:
- не подошёл покупателю по цвету, фасону, комплектации, габаритам, фасону;
- не входит в перечень товаров, которые не подлежат возврату;
- сохранил товарный вид;
- имеет все ярлыки и пломбы, которые были в наличии при его приобретении;
- не был в употреблении.
Если речь идёт об одежде, то следами использования товара могут считаться:
- наличие пятен;
- потёртости;
- наличие смятия ткани в местах, в которых такое смятие невозможно при простой переноске товара;
- наличие дыр и других повреждений ткани.
Если продавцом будут обнаружены какие-либо следы от использования товара, его отказ в возврате денежных средств будет вполне обоснованным. Вопреки расхожему мнению, покупатель должен объяснить продавцу, почему те или иные товары надлежащего качества не подходит именно для него.
Наличие определённой причины и является основанием для возврата товара. То есть если у покупателя просто сменилось настроение или наступили денежные затруднения, такая причина не является надлежащей для возврата денежных средств.
Немаловажным фактором является срок возврата денег за товар, в который лицо может обратиться к продавцу с целью возврата денежных средств. Согласно законодательству, сроки возврата денег за товар надлежащего качества составляют 14 дней с момента приобретения товара.
В этом случае, отсчёт срока происходит в соответствии с общими правилами гражданского законодательства. То есть полным днём считается именно календарный, а не рабочий день.
Товары, не подлежащие возврату
Всего существует 14 групп товаров, возвратить которые покупатель не имеет права:Ст.25 закона «О защите прав потребителя» говорит о том, что законодательством установлен перечень товаров, которые не подлежат возврату.
- предметы личной гигиены (например, расчёски, зубные щётки, парики);
- парфюмерно-косметические товары;
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты;
- посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов;
- бытовая химия и пестициды;
- бытовая мебель;
- изделия с драгоценными камнями и из драгоценных металлов;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки;
- животные и растения;
- книги, альбомы, брошюры (все непериодические издания);
- гражданское оружие.
Практические нюансы
Требование о возврате денежных средств за товар надлежащего качества может быть предъявлено потребителем в устной форме непосредственно продавцу, у которого был приобретен товар.
Зачастую на практике такие требования остаются без удовлетворения.
Продавец справедливо считает, что товар, который был предоставлен, имеет все необходимые характеристики для добросовестного покупателя.
В таких случаях юристы рекомендуют обратиться с письменным требованием о возврате денежных средств за товар. Обычно письменное обращение является гораздо более эффективным.
Необходимо помнить, что для возврата денег за товар, необходимо иметь доказательства приобретения такого товара надлежащего качества именно у конкретного продавца. Если чеки не будут сохранены, доказать продавцу приобретение товара у него практически невозможно.
В суде доказательством приобретения товара у конкретного лица также могут выступать показания свидетелей.
Если продавец отказался возвратить деньги за приобретённый ранее товар надлежащего качества, покупатель имеет право потребителя обратиться за защитой своих прав в судебном порядке. Иск подаётся с соблюдением общих правил подсудности.
Необходимо отметить, что для обращения в суд и потенциального удовлетворения иска покупатель должен обладать определённым набором доказательств:
- чеки или другие документы, которые удостоверяют дату приобретения и факт приобретения определённой вещи у конкретного продавца;
- копия письменного обращения к продавцу с требованием возвратить денежные средства и указанием причины возврата товара;
- копия письменного отказа продавца от возврата денежных средств за товар надлежащего качества.
На практике наиболее часто проблемы возникают именно с последним доказательством. Продавцы зачастую отказываются возвращать денежные средства, но и письменный отказ оформлять также отказываются.
В таком случае, покупателю необходимо обратиться устно к продавцу с привлечением свидетелей. Продавец должен устно при свидетелях озвучить отказ. Лучше, если свидетелей разговора будет не менее трёх.
Суд оставляет за собой право оценки тех или иных доказательств, подаваемых сторонами в рамках судебного процесса. Поэтому на практике позиция суда касательно показаний свидетелей может быть отрицательной.
Достаточно распространённой является практика так называемого «потребительского экстремизма». Такое название получило явление приобретения покупателем товара с заведомой целью его последующей сдачи.
Покупатель приобретает товар (например, платье) для разового использования (примером может быть свадьба). При использовании все бирки и другие отличительные черты оставляются на месте. После использования товар надлежащего качества попросту сдаётся обратно в магазин.
В таком случае, продавец является своеобразной «прокатной конторой». Такой пример является случаем злоупотребления потребителем своими правами. Механизма противодействия такому мелкому мошенничеству законодательством пока не предусмотрено.
Если на товаре не осталось никаких следов его ношения или другого использования, доказать обратное становится практически невозможно. В таком случае, продавцам остаётся надеяться только на добросовестность покупателей, либо отказывать в возврате товара.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *