Правила торговли продовольственными товарами
Практически каждый день мы покупаем продукты питания в различных магазинах. При этом для большинства из нас очень важно, как товар выглядит, что входит в его состав, как он подается и соответствует ли он всем нормам. И специально для того, чтобы обеспечить покупателю все необходимые сведения и создать комфортные и безопасные условия покупок, существует огромный свод правил.
Самыми главными из них являются правила торговли продовольственными товарами. Этот свод нормативов рассказывает о том, как, где и в каком порядке должны продаваться продукты, какая информация должна о них иметься и какими правами обладают покупатели, выполняя покупки. Этот документ мы и рассмотрим в нашей статье.
Что попадает под эти правила
Для начала рассмотрим такой вопрос, как «Что попадает под критерий Продовольственные Товары?». Под данную категорию попадают:
- Пищевые продукты в их натуральном виде;
- Пищевые продукты, прошедшие переработку;
- Бутилированная вода всех видов;
- Алкоголь;
- Безалкогольные напитки;
- Жевательная резинка и подобные ей товары;
- Различное продовольственное сырье;
- Биологически активные добавки;
- Пищевые добавки.
Сведения на упаковке
Получить все необходимые сведения покупатель может только с упаковки товара. И поэтому правила торговли продовольственными товарами приписывают предоставлять товары так, чтобы на них можно было прочитать всю необходимую информацию. На каждой упаковке должны иметься следующие сведения:
- Полное название товара;
- Сведения по изготовителю;
- Полный состав (включая добавки);
- Объем или вес продукции;
- Назначение пищевой продукции (для детского или диетического питания, алкоголь, БАД и т.д.);
- Противопоказания или указание на продукты, которые могут вызвать аллергическую реакцию;
- Способ приготовления (указывается на полуфабрикатах и иной продукции, которая в первоначальном виде несъедобна);
- Сведения из ГОСТов, отвечающих за производство продукции;
- Дату производства, срок годности, условия хранения.
Но что делать, если пищевой продукт продается без упаковки, на нём нет каких – либо важных сведений или если покупатель сомневается в их достоверности? Правилами торговли пищевой промышленности предусмотрено и это, и поэтому закон обязывает продавца по требованию покупателя предъявлять все документы на продукты, с помощью которого можно будет уточнить все параметры товара, проследить его доставку до торговой точки и узнать производителя. Если такой документ не предоставлен, покупатель в праве вернуть товар и подать претензию в Роспотребнадзор.
Организация торговли
Предоставить качественный товар, который будет соответствовать всем нормам – половина дела. Продавец так же должен организовать выкладку продуктов в торговом зале так, чтобы она была грамотной и соответствовала стандартам.
Правила торговли продовольственными товарам так же регулируют и эти нормы. Согласно установленным правилам:
- Товар при размещении в торговом зале должен быть освобожден от оберток, увязочных материалов, мешков, клипс или какой – либо тары, использующейся при перевозке продуктов;
- Товар должен быть очищен от загрязнений, если таковые имеются. Тот товар, на котором загрязнение убрать невозможно, должен быть удален;
- Перед тем, как выложить товар, продавец обязан провести его внешнюю проверку. Поврежденный или имеющий несоответствующий вид товар должен быть удален;
- При размещении товаров должно быть соблюдено индивидуальное товарное соседство, каждый товар должен быть расположен в отделе определенной категории, сами разделы должны быть четко разграничены;
- Товары, которые считаются скоропортящимися или требующими специального условия хранения, должны быть расположены в специальных камерах, поддерживающих определенную температуру;
- Товар должен быть размещен либо на прилавках, либо на поддонах, расположение на полу торгового зала недопустимо. Товар, расположенный на полу или упавший на него, должен быть признан санитарным браком;
- Упаковка, использующаяся для реализации весового товара, должна соответствовать регламенту «О безопасности упаковки», некоторые товары (например, яйца), не могут быть проданы без упаковки вовсе;
- У покупателя должна быть возможность взвесить продукты на контрольных весах, они должны быть в рабочем состоянии и верно отрегулированы;
- При доставке еды каждый продукт должен находится в собственной упаковке, а сами продукты при перевозке должны быть обеспечены температурными условиями, обеспечивающими их сохранность.
Так же существуют дополнительные правила для торговых точек питания и продавцов развесных продуктов. Помимо общих правил они обязаны:
- Предоставлять покупателю упаковку развесного товара, соответствующую нормам;
- Обеспечивать взвешивание товара на месте. При этом при расчете веса потребуется указывать нетто;
- При расфасовке должен прикрепляться ярлык, указывающий все данные по товару, а так же данные фасовщика;
- В точках продажи продовольственных товаров может проводиться реализация непродовольственных товаров, которые могут быть использованы в приготовлении или совместно с продовольствием;
- Продажа готовой продукции допускается вместе с реализацией товаров но только в том случае, если это не приведет к ухудшению их качества.
Возврат товаров и нарушения правил
Перейдем к иным правилам торговли. Все то, что не регулируется «правилами торговли продовольственными товарами», контролируется посредством закона «О защите прав потребителя». И согласно закону, покупатель имеет право на приобретение качественных и, что самое главное, безопасных продуктов питания.
В связи с этим при приобретении некачественного продукта у покупателя появляется возможность вернуть товар продавцу и при этом подать претензию в Роспортебнадзор. При этом вам потребуется сохранить все чеки и квитанции, иначе продавец может отказать вам. Кроме того, вы так же можете подать на продавца в суд, но только в том случае, если медицинская экспертиза докажет факт нанесения вреда здоровью в следствие употребления продовольственного товара ненадлежащего качества, но при этом вам так же потребуется сохранить все чеки, а так же заключение врача.
В случаях более мелкого нарушения правил торговли продовольственными товарами вы можете писать ваши обращения в «Книгу жалоб», обращаться к руководству магазина, а так же писать претензии в Роспотребнадзор или Санэпидемстанцию. Если вам потребуется поддержка профессионала, то у вас есть возможность обратиться к юристу по защите прав потребителей.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *