Вам «соломку подстелить»? Навязывание услуги: закон о защите прав потребителей
С точки зрения продавца навязчивый сервис считается обычным явлением.
Чем больше предлагается сопутствующих товаров и услуг, тем довольней должен быть клиент.
Но в большинстве случаев, это всего лишь один из хитрых маркетинговых трюков для увеличения прибыли компании.
Продавец вынуждает покупателя к дополнительным расходам.
Все покупки совершаются на эмоциях, в том числе и навязанные услуги. Знание психологии покупателя помогает продавцу увеличивать продажи.
Клиента интересует решение личных проблем. Что если ему не подходит вежливо навязанная услуга? Встает вопрос, как от нее избавиться и можно ли от нее отказаться вообще? Ответ найдется в Законе «О защите прав потребителей».
Навязывание услуг VS акции и скидки
Чем отличается одно от другого?
Потребитель должен ясно представлять, какая услуга или покупка считается навязанной продавцом.
Например, в магазине автохимии проводится подарочная акция.
В комплект с катализатором для экономии топлива и защиты двигателя входит добавка в масло и средство для очистки топливной системы.
Воспользовавшись акцией, покупатель получает скидку на все три продукта.
При этом он сам решает для себя, воспользоваться акцией и получить скидку или приобрести только катализатор по розничной цене без скидки.
В данном случае факт принудительной покупки отсутствует. Но если катализатор, добавка в масло и средство для очистки топливной системы отдельно не продается, то речь идет о навязывании товара продавцом.
В сфере услуг такой подход практикуется в банковской системе и в автостраховании. Иногда банки самым категоричным образом настаивают на оформлении страховки. Это повод задуматься, как лучше поступить: отказаться от навязываемой услуги или воспользоваться предложением.
То же самое происходит и при оформлении полиса ОСАГО. Владельцам транспортных средств пытаются навязать полный список страхования всего и всех: от страхования жизни, дома, квартиры до укуса клещей и плохой погоды во время путешествия.
Что говорится в законе
Дополнительные товары, работы или услуги навязываются в тексте договора либо в устной форме.
В магазине могут продаваться посторонние товары, которые включаются в комплект и отдельно один от другого не продается.
Эти действия являются нарушением ст. 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя» Закон РФ «О защите прав потребителей».
- Условия договора не должны ущемлять права потребителей
- В противном случае, договор признается недействительным
- Покупка не должна сопровождаться обязательным приобретением дополнительных товаров, услуг или работ
- Нельзя оставлять без внимания требования потребителей в течение гарантийного срока и выставлять дополнительные условия не связанные с браком
- Продавцам (исполнителям) без согласия покупателя (заказчика) запрещено выполнять платные вспомогательные работы и услуги
Если в договор внесены положения, которые ущемляют права клиента, виновник привлекается к административной ответственности в соответствии с кодексом об административных правонарушениях ( ч. 1 статьи 14«Нарушение иных прав потребителей») Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 50000 руб.
Можно ли отказаться от дополнительных услуг
Попытка принудительного приобретения товаров подразумевает дополнительные расходы клиента.
Ситуация может рассматриваться, как ущемление прав потребителя со стороны продавца.
Устные аргументы и знание закона «О защите прав потребителей» могут оказать нужный эффект и вопрос разрешится в пользу покупателя.
Если все же продавец настаивает на обязательном приобретении дополнительных товаров, клиент может обратиться с жалобой. Вследствие нарушения права свободного выбора продавец в полном объеме возмещает убытки покупателю.
Закон защищает финансовые интересы потребителя, дает возможность признать неугодные покупателю сделки недействительными. Аннулируется не весь договор, а только те положения, которые противоречат интересам покупателя. Они признаются недействительными.
Клиент легко может отказаться от дополнительных услуг, если совершенно осознанно будет знать свои права.
- Собственный выбор без всякого давления извне
- Неприятие принуждения в прямой или косвенной форме
- Как следствие, исключение навязывания услуги или товара
- Если услугу удалось навязать, у покупателя остается право возместить денежные расходы
Действия потребителя
Как защитить себя от навязанных товаров, услуг или работ:
- Читайте внимательно договор, даже если он написан мелким шрифтом
- Непонятные пункты уточняйте у продавца и вносите ясность до момента подписания
- В случае появления разногласий обратитесь к вышестоящему должностному лицу
- Если не удается решить вопрос в устной форме, пишите заявление в двух экземпляров с указанием своих требований
- Последняя инстанция – обращение в сторонние организации, которые защищают интересы потребителей.
Куда подавать жалобу
Для защиты личных интересов претензия подробно излагается в письменном виде, прикладываются доказательства факта нарушения.
В качестве подтверждения навязанной услуги, потребитель предоставляет видео и аудиозаписи, показания свидетелей, договора и прочие документы. Куда идти жаловаться?
- Роспотребнадзор – главный орган, который защищает права потребителя. Навязывание страховки при оформлении кредита или банк самостоятельно меняет часть договора не предупредив клиента – примеры явного произвола со стороны банка
- Прокуратура – орган, который от имени государства осуществляет надзор за соблюдением законодательства и прав человека. При заключении договоров ОСАГО иногда нарушаются права автовладельцев. Требования прокуратуры помогают их устранить
- Федеральная антимонопольная служба следит за порядком в финансовой системе. Одна из функций службы – разбор жалоб, в частности от заемщиков
- Если конфликт не разрешен, дело переносится на рассмотрение в суд.
Перед обращением в суд объективно постарайтесь оценить ситуацию. Судебные разбирательства отнимают много времени и сил.
Содержание искового заявления
Заявление подает или сам потребитель, или его представитель.
Представитель действует от имени потребителя по доверенности, заверенной нотариально.
В судебном заседании иногда принимает участие должностное лицо от Роспотребнадзора.
В заявлении должно быть указано:
- Наименование судебного органа
- Личные данные потребителя и его контакты. Если от имени истца действует представитель, должна быть указана информация лица представляющего интересы потребителя
- Наименование организации-ответчика
- Ее юридический и фактический адрес
- Содержание жалобы
- Вещественные доказательства навязывания услуги
- Цена иска
- Подтверждение попыток решить конфликт без судебного разбирательства. Прикладывается копия заказного письма в организацию
- Список прикладываемых документов.
За навязывание услуг продавец несет ответственность. В случае признания сделки недействительной он возвращает покупателю денежные средства.
Урегулированием конфликта занимаются суды, органы местной власти и общественные организации. Если чувствуете, что одному не справиться, обращайтесь к профессиональному юристу, который имеет практику в этом вопросе. Его знания и опыт сильно облегчат вашу жизнь.
Навязывание ненужных услуг очень раздражает. Особенно то, что продавцы покупателей за дурачков держат, что мы такие глупенькие и о своих правах не знаем. Но один случай мне запомнился. Покупала плеер, самый простой и недорогой. Мне предложили купить, какую-то дополнительную гарантию. Я отказалась, раз три повторила: не надо! Смотрю в чек не отходя от кассы – мне её включили. Высказала продавцу, но отмену не стала делать, нервы и время дороже. Но дома меня ждал ещё один сюрприз: плеер не работал. Пошла менять. Немного настойчивости и знания своих прав, и мне всё быстро заменили.
В салоне Евросеть при оформлении карты Кукуруза для погашения кредита за автомобиль, оператор без предупреждения взяла с меня 990 р.Когда я возмутилась.она объяснила, что подключила услугу Двойная выгода.Выяснилось, что данная услуга не работает при погашении кредитов.Мною написана претензия, ответа я не получила.При общении по телефону с администрацией салона, мне предложено обращаться в суд, т к сотрудник уже уволен.Разъясните,пожалуйста,несет ли администрация салона ответственность за подбор некомпетентных сотрудников? я заключала договор не лично с сотрудником, а с организацией.И куда я должна обратиться в данном случае?
Алла добрый день. Если компания отказывается браться на себя ответственность, то необходимо консультироваться с юристом, так как эта ситуация требует более глубоко изучения договора и его пунктов. Или же напрямую обращаться в суд с заявлением, но более логично будет обращение после консультации с юристом.