Определяем существенный недостаток технически сложного товара
При возврате товара в магазин особую категорию представляют товары технически сложные. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.2011 года.
В отношении этих товаров по статье 18 Закона о правах потребителей предусмотрен возврат только при наличии недостатков в течение 15 дней.
В случаях, когда пятнадцатидневный срок прошел, возврат товара осуществляется при обнаружении существенного недостатка, понятие которого раскрывается в пункте 2 статьи 475 Гражданского Кодекса РФ.
В список технически сложных товаров входит следующая продукция:
- летательные аппараты, снабженные двигателем и транспортные средства, предназначенные для передвижения по дороге или снегу;
- сельскохозяйственное оборудование и машины с двигателем;
- плавсредства, оснащенные двигателем;
- аппараты навигации и связи бытового использования и вычислительное оборудование;
- приборы с цифровым блоком управления;
- бытовая техника, оснащенная электрическим двигателем или микропроцессором.
Понятие существенного недостатка товара
По закону (статья 469 ГК РФ) покупатель получает от продавца товар, пригодный для использования по назначению или для конкретных целей, о которых он предупрежден.
Согласно тексту пункта 2 статьи 475 ГК РФ под существенным недостатком следует понимать дефект, который существенно нарушает требования к качеству товара, оговоренному в договоре купли-продажи или определяемому ГОСТом или ТУ.
Технически сложные товары надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.
Разъяснение об этом понятии дается в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года под № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Перечень существенных недостатков
Существенные недостатки продукции классифицируются по таким признакам:
- Дефект, который невозможно устранить посредством ремонта, и не позволяющий использовать товар по назначению. В случае, когда цель использования отличается от той, для которой товар предназначен, поставщик обязан передать товар, пригодный для этой цели.
- Расходы на устранение дефекта приближаются к стоимости товара или превосходят. Также это касается и выгоды, которая могла бы быть получена при использовании этого предмета.
- Срок, необходимый для устранения недостатка превышает 45 дней, предусмотренных законом (Статья 20 Закона «О защите прав потребителей»). При этом отсутствие запасных частей и материалов не является причиной для продления времени, необходимого на ремонт.
- После устранения подобный дефект проявляется снова.
- В результате использования выявляются различные недостатки, приводящие к невозможности использования товара в предназначенных целях. Это требование распространяется на срок, предусмотренный гарантией, а если ее нет, то в течение 24-х месяцев со дня приобретения.
Как определить существенный ли недостаток?
В каждом конкретном случае определения существенности недостатка необходимо опираться на соответствие дефекта вышеописанным признакам.
В любом случае подтверждением является заключение независимой экспертизы. Если продавец сомневается в решении, то может провести свою экспертизу, подтверждающую или опровергающую наличие существенного брака.
Согласно требованиям пункта 5 статьи 18 Закона о правах потребителей такая экспертиза проводится исключительно за счет продавца.
Покупатель вправе присутствовать при проведении проверки и если принятое заключение его не устраивает, может его оспорить в судебном порядке.
Здесь следует учесть, что поставщик может потребовать с покупателя возмещения расходов, связанных с проведением технической экспертизы, если будет доказано, что существенный дефект возник по причинам, за которые изготовитель не отвечает.
Что нужно делать?
При выявлении существенного недостатка купленного товара, покупатель вправе обратиться в торговую точку с претензией о возврате недоброкачественной продукции.
Согласно нормам статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель может потребовать от продавца:
- замены бракованного товара качественным, той же модели или марки;
- замены на подобный товар иной фирмы или модели, с возможностью перерасчета цены;
- уменьшить стоимость, соразмерно выявленному недостатку;
- бесплатно отремонтировать дефектный товар или возместить стоимость ремонта;
- вернуть деньги за некачественную покупку, расторгнув договор купли-продажи.
При больших габаритных размерах или весе более 5 килограмм обязанности по доставке товара для проведения экспертизы ложатся на поставщика, осуществляются его средствами и силами. При передаче нужно оформить акт, указав дату.
Если по требованию покупателя товар подлежит ремонту, доставку после устранения дефекта производит продавец. Если покупатель самостоятельно доставляет крупногабаритный товар, поставщик обязан возместить ему потраченные средства. Эти положения прописаны в пункте 7 Закона «ОЗПП».
В пункте 6 статьи 19 Закона «ОЗПП» говорится, что покупатель может потребовать от производителя товара с существенным недостатком устранить его безвозмездно. Это можно сделать по истечении двух лет со дня приобретения (в течение срока эксплуатации).
Судебная практика
В судебной практике решения выносятся исходя из результатов независимой товароведческой экспертизы.
Вот, несколько примеров судебных решений по делам о нарушении прав потребителей в отношении существенных недостатков товара.
Ознакомьтесь с ними, возможно они помогут принять решение по обращению в суд.
Решение Московского районного суда от 11.11.2015 года
Покупатель обратился в суд с иском о взыскании уплаченной за бракованный товар суммы и неустойки за нарушение сроков удовлетворения претензии.
По его заявлению приобретенный им товар (генератор) имеет существенный недостаток, наличие которого привело к невозможности использования его по назначению.
В ходе судебного разбирательства ответчиком был предоставлен акт независимой экспертизы, свидетельствующий о том, что данный дефект возник по причине несоблюдения покупателем правил проведения работ и общих требований безопасности. На основании этого заключения суд отказал истцу в удовлетворении требований.
Решение Видновского городского суда от 5.10.2012 года
Истец обратился в суд с иском к автосалону о замене некачественного автомобиля на новый, той же комплектации и цвета. Также покупатель требовал возмещения морального вреда и расходов на проведение экспертизы.
Из материалов следует, что покупателю был передан автомобиль, в процессе эксплуатации которого выявились существенные недостатки. Дефекты проявлялись в виде отслаивания краски на кузове машины и наличии коррозии металлических деталей.
Ответчик в суд не явился. Истец представил заключение экспертизы, по которому данный дефект являлся производственным браком и восстановление требуемого качества товара возможно только при замене кузова. Данные мероприятия признаны несоразмерными по затратам времени и стоимости.
На основании этого заключения эксперта суд признал иск правомерным и обязал автосалон заменить автомобиль новым и возместить расходы и моральный ущерб.
Решение Московского районного суда от 29.06.2014 года
Истец подал в суд ходатайство о взыскании неустойки и штрафа за отказ удовлетворить претензию в добровольном порядке за нарушение сроков устранения существенного недостатка.
Согласно материалам при обнаружении в ноутбуке производственного дефекта, был проведен гарантийный ремонт. По истечении 45 дней компьютер не вернули, так как ремонт продолжался. Были представлены документы, свидетельствующие о нарушении срока.
Судом принято решение о взыскании с ответчика денежных средств, включая компенсацию за моральный вред.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *