Где сделать экспертизу товара ненадлежащего качества?
Независимая экспертиза необходима для урегулирования споров между продавцом и покупателем. Если товар является дорогим, продавцу невыгодно идти на уступки покупателю, поэтому он использует различные отговорки, чтобы избежать возврата.
Потребителя пытаются убедить, что именно он является виновником неисправности и что независимая экспертиза не имеет смысла, потому как обернется пустой тратой денег. Однако граждане, осведомленные о своих правах, знают, что проведение экспертизы – необходимое условие для обращения в суд. Прочитайте эту статью, и вы узнаете все о порядке и сроках проведения экспертизы товара ненадлежащего качества.
Когда проводится экспертиза?
Если в течение срока гарантии в товаре обнаружились дефекты, о которых продавец не упоминал при покупке, покупатель может обратиться в магазин за удовлетворением требований, которые перечислены в ст. 18 «Закона о защите прав потребителей». К числу требований, которые может выставить покупатель, относятся:
- Безвозмездное устранение недостатков (ремонт).
- Снижение покупной цены (продавец делает возврат части стоимости).
- Замена на товар аналогичной стоимости.
- Замена на товар другой стоимости, сопровождающаяся перерасчетом цены.
Продавец не имеет права отказывать покупателю в проверке качества, даже если:
- Покупатель потерял чек или квитанцию на оплату (ст. 18 ЗоЗПП).
- Сотрудник магазина после внешнего осмотра пришел к выводу, что покупатель сам виноват в появлении дефектов. Сотрудники не являются экспертами, не могут выписывать заключения, поэтому их мнение не имеет значения.
При передаче товара на экспертизу покупатель заполняет документ-требование; в требовании он может указать, что хочет принять участие в экспертизе, и оставить контактные данные. Тогда представители компании свяжутся с ним и уточнят дату и время проведения проверки качества.
Экспертиза товара: кто платит?
ЗоЗПП утверждает: если покупатель сдал товар на проверку качества в тот магазин, где покупал его, расходы на проведение экспертизы несет продавец. Стоимость экспертной процедуры составляет около 10% от цены подвергаемого проверке изделия.
Покупатель может не согласиться, но тогда ему придется отстаивать свою правоту в судебных органах. Если вина продавца (или изготовителя) будет доказана, помимо экспертизы ему придется оплачивать ремонт или возвращать деньги покупателю. Возможно, придется компенсировать и моральный ущерб, если с таким требованием клиент обратится в суд. Проведение независимой экспертизы происходит на деньги покупателя, однако, в суде он может потребовать компенсации расходов.
Как долго проводится?
Длительность экспертизы проверки качества зависит от требования, которое клиент предъявляет:
- Если покупатель желает отремонтировать изделие, продавцу даются 45 дней (ст. 20 ЗоЗПП). Обратите внимание: должно иметься письменное соглашение сторон о сроках процедуры.
- Не более 20 дней, если требуется замена изделия (ст. 21).
- Максимум 10 дней, если клиент желает вернуть уплаченные деньги (ст. 22).
Проверка качества: процедура проведения
Экспертиза качества товара проводится в несколько этапов:
- Составление акта, в котором отражаются все нюансы внешнего осмотра предположительно некачественного изделия. В акте указываются:
– дата и время проведения экспертизы;
– описание изделия;
– сведения обо всех участниках процедуры;
– наличие пломб и внешних дефектов;
– комментарии и подписи каждого участника.
Если покупатель не согласен с мнением эксперта, он должен требовать, чтобы это было зафиксировано в акте. В суде любая мелочь может оказаться решающей. - Оформление заключения эксперта.
В заключение никакие из комментариев покупателя продукции не вносятся – здесь отражается только профессиональное мнение.В документе фигурируют такие данные:
– дата и время оформления заключения;
– данные инициатора процедуры;
– данные о товаре (например, серийный номер, внешний вид);
– результат профессиональной оценки и экспертные выводы.
Важна и компетентность эксперта, поэтому покупатель может потребовать у него диплом по специальности или другой документ, способный подтвердить его профессионализм.
Что делать после экспертизы?
Продавцу необходимо предъявить копию экспертного заключения, в котором говорится, что товар дефективен. Оригинал заключения должен оставаться у покупателя.
При обращении продавец может ответить, что товар является технически сложным, а потому не подлежит ремонту. Даже если это так, это не основание для отказа со стороны продавца. Нужно сослаться на статью 18 ЗоЗПП, где говорится, что технически сложные аппараты подлежат обмену в течение 15 дней. Если продавец не хочет ремонтировать, он должен вернуть деньги. Та же статья утверждает: продавец должен удовлетворить требования покупателя при обнаружении серьезного дефекта.
Возможны такие ситуации:
- Продавец утверждает, что экспертизу проводили «купленные» люди – покупатель должен предъявить документ, подтверждающий квалификацию эксперта (об этом говорилось раньше).
- Продавец не реагирует на устное требование покупателя – нужно написать претензию в двух экземплярах и передать один из них продавцу. На втором должна стоять подпись продавца и дата приема претензии – он остается у покупателя.
- Продавец не желает расписываться в письменном документе и вообще принимать его – претензию следует отослать по почте на юридический адрес компании.
- Продавец настаивает на повторной независимой экспертизе – покупатель может отказаться, ведь продавец уже сам проверял товар.
Если продавец не пойдет на компромисс, следующая инстанция, куда нужно обращаться – это комитет по защите прав потребителей. Специалисты этой организации посоветуют, каким образом действовать дальше и стоит ли идти в суд. Если продавец все же решил выступить в роли истца, ему нужно обращаться в суд по месту жительства либо по месту физического нахождения магазина-продавца.
Решая подобную проблему прежде всего надо помнить, мирится с некачественными товарами и услугами нельзя или рано или поздно можно поплатиться даже жизнью.А значит с толкнувшись с такой проблемой надо обратиться прежде всего к независимому эксперту ,но перед этим естественно обратить внимание на его репутацию ибо от этого тоже многое зависит.И уже имея заключение на руках и все требуемые документы обратиться к продавцу ибо имея все документы на руках вы реально сэкономите уйму времени и нервов.