Претензия на возврат денежных средств за товар
Иногда происходят ситуации, когда, заплатив деньги за товар или услугу, мы получаем не то, что хотели.
Услуга оказывается неполной, а товар – не выдерживает гарантированного срока службы или является некачественным.
Как вернуть уплаченные деньги, какие документы нужно составить, как правильно это сделать – на эти вопросы ответит данная статья.
За какой товар можно вернуть деньги
Все вопросы, возникающие между продавцом и покупателем, регулируются Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.
Нормы Закона устанавливают права и обязанности покупателя, определяют механизм соблюдения этих прав, регулируют порядок возврата купленных товаров и услуг.
Подать требование на возврат денежных средств можно по причинам:
- купленный товар или услуга не соответствует заявленному качеству;
- оплаченный товар (услуга) не передан в срок;
- товар надлежащего качества не устроил и возвращается в течение 14 дней.
Рассмотрим все эти ситуации подробнее.
Согласно ст. 4 Закона, продавец должен передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (в случаях сделки между юридическими лицами), или ГОСТу (для физических лиц). Это относится и к предоставляемым услугам.
Если по какой-то причине полученный товар не соответствует требованиям или не может быть использован по прямому назначению, является некачественным – то согласно ст. 18 закона, потребитель вправе сделать возврат и потребовать возмещения денежных средств. Это требование представляется продавцу в письменном виде и называется – претензия.
В статье 19 говорится, что в тех случаях, когда гарантийный срок или срок годности на товар не установлен, то потребитель вправе предъявить претензию, в срок, не превышающий 2-х лет со дня покупки или изготовления.
Согласно статье 23.1, предварительно оплаченный товар должен передаваться покупателю в течение срока, указанного в договоре купли-продажи. Если эти сроки нарушаются, потребитель вправе потребовать возмещения денежных средств, равного сумме недоставленного товара.
Помимо предоплаты покупатель вправе требовать возмещения убытков, которые из-за нарушения сроков поставки были ему причинены.
Статья 25 закона предусматривает возмещение денег за товар надлежащего качества, в срок, не превышающий 14 дней с момента покупки, в следующих случаях:
- не устраивает форма или габариты;
- не нравится фасон или цвет;
- не подходит размер;
- не устраивает комплектация.
Исключением являются товары, входящие в перечень, определяемый Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998.
Правила возврата
Чтобы вернуть денежные средства, необходимо совершить следующие процедуры:
- Доказать, что полученный товар имеет производственный или иной брак (в случае с некачественным товаром). Для этого необходимо зафиксировать наличие недостатка. Нужно сфотографировать дефект и составить акт, за подписью двух свидетелей (родственники или знакомые), согласных подтвердить свои показания в суде, если это потребуется.
- Составить претензию на возврат денежных средств.
- Обратиться к продавцу товара или услуги с требованием о возврате денег. Срок рассмотрения претензии продавцом составляет 10 рабочих дней, со дня предъявления (Статья 31 Закона «О защите прав потребителей»).
- Получить деньги, если продавец согласен удовлетворить претензию.
Если товар имеет гарантийный срок, то экспертизу проводит продавец за свой счет, если гарантийный срок отсутствует – покупатель. Необходимо фиксировать дату вручения требования подписью продавца или почтовым уведомлением о вручении.
Основания для рассмотрения спора судом
Если поставщик отказывается от выполнения требования, следует обратиться с жалобой в «Роспотребнадзор».
По вашему заявлению этот орган контроля проведет внеплановую проверку предприятия совместно с прокуратурой.
Это не обязывает продавца вернуть деньги, но способствует урегулированию спора без судебного процесса.
Если и эта мера не будет иметь воздействия, следует обратиться с иском в суд. На это дает право Статья 42.1 Закона.
Основанием для подачи заявления считается:
- отказ продавца исполнить требования претензии о возврате средств, если экспертизой доказано, что товар является некачественным;
- превышение десятидневного срока рассмотрения претензии;
- требование о возмещении морального ущерба, причиненного невыполнением договора купли-продажи.
По решению суда продавец может нести ответственность за нарушение прав потребителя, вплоть до уголовной (Статья 43).
Обращение в суд считается крайней мерой. Обычно споры между продавцом и потребителям решаются на более ранних этапах, не доходя до судебного вмешательства.
Как составить претензию
Претензия на возврат денег составляется в свободной форме и законодательством не предусмотрен четкий алгоритм составления документа.
Существуют лишь рекомендации юристов по написанию подобных требований. Претензия должна состоять из трех частей:
- Описательная часть, содержащая информацию о приобретенном товаре, о продавце и обнаруженных недостатках. Дефекты следует описать подробно (в какие сроки и при каких обстоятельствах они были обнаружены, свидетели, присутствовавшие при этом, каким образом зафиксированы, результаты проведенных экспертиз при их наличии).
- Какими статьями Закона «О защите прав потребителей» вы руководствуетесь при предъявлении требований.
- Непосредственно требование о возврате денег.
Претензия составляется в двух идентичных экземплярах. Один предъявляется поставщику (лично или по почте ценным письмом с уведомлением о принятии), а другой – остается у предъявителя с подписью и датой принятия.
Нюансы и особенности
Отсутствие товарно-кассового чека не является поводом для продавца не принимать претензию. В качестве доказательства достаточно наличия свидетелей, подтверждающих совершение сделки.
В случае если товар имеет производственный брак, потребитель вправе предъявлять претензию не только продавцу, но и изготовителю или импортеру (Статья 18 Закона).
Если экспертизой, проведенной продавцом, будет доказано, что вещь не пригодна к использованию в результате вины покупателя, то затраты на проведение экспертизы оплачивает потребитель.
При возврате денег за некачественный товар, купленный в кредит, средства возвращаются в сумме, которая уже была погашена заемщиком, с компенсацией платы за предоставление кредита (процента за пользование).
Возврат денег за некачественный товар или услуги не всегда такой простой вопрос как кажется на первый взгляд ибо основное в этом вопросе деньги и это обстоятельство делает практически из большинства людей бессовестных обманщиков пытающихся образно говоря на вариться на нашем не знании закона о наших правах,хотя и знают что не правы.