Рыночная торговля осуществляется по тем же правилам, что и магазинная, с одной разницей: приобретая что-то на базаре вам будет сложно доказать, что вы это сделали, и как следствие – вернуть это.
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: по каким правилам осуществляется торговля на рынке? какими способами можно произвести возврат? в какие сроки это можно сделать?
Правила возврата на рынке
Несмотря на кажущуюся формальность сбыта товаров через рыночные лавки, он, наравне в продажей товаров в магазинах, регламентируется Законом “О защите прав потребителей”. Сложности возврата товаров рыночным продавцам заключается в фактическом отсутствии подтверждающей совершенность данного процесса документации (чеков, квитанций, гарантийных талонов).
Так, по Закону, приобретая товар на рынке, покупатель может:
- обменять его, если купленный не подошел ему по размеру, цвету, форме, фасону, габаритам или комплектации;
- вернуть, если товар оказался некачественным или дефектным;
- вернуть деньги взамен на возврат товар, если продавец не может удовлетворить предыдущие требования покупателя;
Если недобросовестный рыночный продавец отказывается производить возврат товара в соответствие с потребительскими законами, покупатель вправе:
- составить письменную претензию на возврат товара (в двух экземплярах);
- приложить к ней материалы, подтверждающие описанное в заявлении (свидетельские показания, согласие продавца, фото- и видеоматериалы, упаковка, гарантийный талон);
- передать её на рассмотрение;
Оба экземпляра претензии заверяются администрацией рынка или индивидуальной печатью самого продавца (с обеих сторон), после чего один из документов передается продавцу, а второй остается на руках у покупателя.
По Закону, срок рассмотрения претензия (без проведения дополнительной экспертизы) может составить от 3 до 10 дней. В случае её проведения срок рассмотрения может растянуться до 30 суток.
Действия в случае отказа
Довольно частая практика: покупатель приходит на рынок, чтобы вернуть не подошедшую майку или джинсы, у которых в неожиданном месте обнаружилась дырка, а продавец напрочь отказывается менять их на качественный аналог или возвращать деньги, ссылаясь на то, что покупатель сам испорти товар.
В этом случае у покупателя есть несколько способов добиться справедливости:
- составить письменную жалобу на имя директора рынка и, прежде чем передать её ему, сообщить об этом продавцу;
- отдать купленную вещь на независимую экспертизу (за свой счет), а после с результатами проверки и заявлением на возврат отправиться к продавцу;
- составить заявление на возврат некачественного товара и отдать его продавцу ,после чего он самостоятельно отправит товар на независимую экспертизу. Если результаты покажут, что причиной возникновения дефекта стала неаккуратность покупателя, продавец истребует с него стоимость проведенной проверки. Однако, если же проверка выявит заводской брак, покупатель получит компенсацию или замену некачественной вещи.