Возврат товара поставщику
Правила возврата товаров от покупателя поставщику, если они оба являются юридическими лицами, регулируются гражданским законодательством – ГК РФ. Возврат партии товара организации происходит на основе договора поставки или договора купли-продажи. В договоре прописывают основные данные продукта – его количество, характеристики, ассортимент и комплектация.
Если полученный от поставщика продукция не соответствует требованиям, описанным в договоре поставки, покупатель вправе от него отказаться и сделать возврат. Статья 475 ГК РФ дает право затребовать возврат аванса за продукцию или ее замены на качественную, соответствующую требованиям договора.
В статье мы рассмотрим основные причины возврата товара поставщику и правила его оформления, коснемся вопросов возврата некачественной, нереализованной и бракованной продукции.
Причины возврата товаров поставщику
В 30-ой главе Гражданского кодекса упоминается несколько причин, по которым возможен возврат:
- Покупатель не получил исчерпывающей информации об основных свойствах товара (п. 3 ст. 495);
- Не передано нужное количество продукции (ст. 466). В этом случае в момент приемки составляется акт, на основании которого можно отказаться от всей партии и затребовать обратно деньги, или потребовать прислать недостающий товар;
- Неправильная комплектация товара (ст. 480). Покупатель вправе потребовать снизить цену на продукцию или доукомплектовать ее. Если поставщик не идет навстречу – написать претензию о возврате;
- Регулярно нарушаются сроки передачи товара (ст. 523);
- Неправильный ассортимент продукции (ст. 468);
- Качество не отвечает условиям договора (ст. 475);
- Продукция поставлена без упаковки или без тары (ст. 482).
На некоторые категории продукции устанавливаются гарантийные сроки. Если недостатки были обнаружены в течение этого срока или товар сломался в гарантийный период, то покупатель может предъявить поставщику соответствующую претензию. Это относится и к сроку годности.
Когда срок годности или гарантии не установлен, претензии о качестве принимаются в срок не позднее двух лет с момента поставки (ст. 477 ГК).
Как оформить возврат поставщику?
Оформление возврата партии товара поставщику, вне зависимости от оснований, требует подготовки ряда документов: акта, транспортной накладной и письма-претензии поставщику с законными требованиями.
Первым делом составляется накладная на товар (форма № ТОРГ-12), на которой отмечается «Накладная на возврат некачественного товара», а в поле «Основание» вписывается номер постановления, признающего продукцию некачественной или несоответствующей требованиям договора.
Документом-основанием служит акт, содержащий ряд обязательных пунктов:
- Место и время (дата) оформления;
- Состав комиссии, при которой составлялся акт;
- Реквизиты договоров купли-продажи, договора поставки и прочих документов, в которых зафиксирована сделка;
- Замечания по качеству продукта, его неполной комплектации, несоответствию заявленному ассортименту и т.д.;
- Заключение комиссии;
- Требования, которые выдвигает покупатель (возврат товара на склад и получение денег, замена, дополнительная поставка).
Для составления акта нужна группа лиц – членов комиссии, с обеих сторон. Если поставщик не возражает, составить акт можно и без его участия. К составлению документа иногда привлекаются оценочные компании и независимые эксперты.
При составлении акта рекомендуется использовать форму № ТОРГ-2. В нее допускается вносить дополнения или что-то убирать из нее, не затрагивая главных пунктов.
Письмо-претензия не имеет четкой формы и составляется компанией самостоятельно. В письме следует отразить:
- Юридическое название поставщика и адрес его главного офиса (или место проживания ИП);
- Данные о покупателе, в том числе его платежные реквизиты;
- Реквизиты договора о поставке товара;
- Сумма денежной претензии с указанием составляющих;
- Требования, выдвигаемые поставщику (возврат покупателю денег, его замена или дополнительная поставка комплектующих);
- Претензии по качеству, ассортименту, количеству и т. д. (со ссылками на ГК и иные законы);
- Сроки рассмотрения требований покупателя и ответа на них;
- Список прилагаемых документов.
Письмо подписывает любой работник компании, имеющий право переговоров с другими организациями. Если письмо-претензия составлено грамотно и в срок, то это позволит свести необходимость обращения в суд к минимуму за счет мирной договоренности.
Возврат товаров разных категорий
Проверка некачественной продукции при приемке делается в присутствии поставщика. Рядом с вычеркнутой позицией его представитель (экспедитор, водитель или иное материально ответственное лицо) ставит свою подпись.
Если за товар был уплачен НДС, то поставщик должен изменить счет-фактуру в связи с тем, что товара было приобретено меньше – значит, меньше будет и НДС. Новая счет-фактура присылается в течение 5 рабочих дней.
- Возврат бракованного товара. Брак, как и товары с истекшим сроком годности, нельзя продать потребителям. Для избавления от него предусмотрено 2 процедуры:
Составление акта ликвидации товара. Если бракованный товар был уничтожен, то вносятся изменения в товарный учет. При этом вычеты по НДС, которые были сделаны до этого по счетам-фактурам, восстанавливаются с их оплатой в бюджет.
Возврат брака компании-поставщику – теперь она будет выступать покупателем.
Процедура возврата не отличается от стандартной и включает составление акта, транспортной накладной и письменной претензии. Чтобы упростить процедуру, иногда заменяют товар сразу с утилизацией брака покупателем. Тогда акт списания ТМЦ не делается, а бракованный предмет увозят со склада сразу после его замены.
- Нереализованные товары. Классический договор поставки не подразумевает возврата подобной продукции. Но иногда компании заключают дополнительный договор о возврате остатков.
Условия возврата обговариваются устно или письменно. Возвращаемая вещь должна быть целой, в заводской упаковке и в товарном виде, на гарантийном сроке. Сроки возврата товара от покупателя до истечения гарантии оговариваются отдельно.
Возврат остатков товара происходит через заключение нового договора поставки и составление накладной формы № ТОРГ-12.
Образцы документов
Перейдя по ссылке, вы сможете скачать необходимые образцы документов:
Поставщик отгрузил покупателю продукцию (бумажная салфетка). Покупатель оказывается в свою очередь поддверг продукцию(бум салфетку) для расфосовки в наборы для дальнейшей реализациии своей продукции (наборы) во время расфасовки брак не был обнаружен. Через месяц Покупатель наборов обнаружил бракованную салфетку(несколько листочков) в наборе (надрывы по краям) и вернул остаток наборов . И наш покупатель требует компенсацию от нас за возврат наборов и отказывается производить оплату . срок наступил. Пени и проценты начисляем.
Правомерно ли требовать компенсацию через месяц , при этом актов брака нет. Мы в свою очередь написали письмо что если обнаружен надрыв и это возможно т.к. бывает затуаление ножа мы предложили замену в размере 2х мешков. Покупатель требует сумму больше возвращать товар не хочет тк распортрошил. пеней натикало равноценно затребуемой компенсации.