Составляем письмо о расторжении договора аренды по инициативе арендатора
Процесс аренды объекта недвижимости предусматривает оформление между собственником и нанимателем договора. В соглашении прописываются все права и обязанности сторон, описываются важные моменты и нюансы. Отдельный пункт договора аренды предназначен для регулирования вопросов, касающихся процедуры расторжения сделки. В нем указывается, по чьей инициативе может быть инициирован процесс, какие документы должны оформляться и т. д.
Основания для расторжения договора
В качестве оснований для расторжения соглашения можно рассматривать такие ситуации:
- У арендатора возникли проблемы, не позволяющие дать ежемесячные платежи.
- Арендодатель по своей инициативе нес в договор корректировки, неприемлемые для нанимателя. Например, увеличил арендную плату, требует дополнительные взносы на установку охранной либо пожарной сигнализации, на оплату охраны территории, капитальный ремонт, благоустройство и т. д.
- Собственник объекта недвижимости, переданного в аренду, нарушает либо вовсе не выполняет взятые на себя обязательства.
- Наниматель нашел другой объект недвижимости, который ему готовы передать в аренду на более выгодных для него условиях.
- Арендатор не выполняет свои обязательства, задерживает оплату, не поддерживает чистоту, нанос ущерб имуществу собственника.
Довольно часто возникают ситуации, при которых арендодатель с собственником объекта недвижимости не могут достичь компромисса. При отказе арендодателя в досудебном порядке расторгать соглашение наниматель имеет законное право обратиться за помощью к представителям Фемиды. Ему необходимо составить исковое заявление и подать его в суд, расположенный по месту нахождения арендованного помещения, либо по месту проживания арендодателя.
Когда нужно уведомление
Письмо, которое является уведомлением о намерении собственника объекта недвижимости расторгнуть арендную сделку, направляется арендатору в следующих случаях:
- Стороны заключили бессрочное соглашение.
- В договоре указано, что без оформления письма-уведомления его срок действия будет автоматически пролонгирован.
- Одна из сторон не выполняет взятых на себя обязательств. Чаще всего причина кроется в отказе арендатора платить указанные в соглашении арендные платежи.
- Другие ситуации, делающие дальнейшую аренду объекта недвижимости невозможной.
Чтобы решить вопрос в досудебном порядке, арендатор должен обратиться к владельцу объекта недвижимости и провести с ним переговоры. Если им удастся достигнуть компромисса, то нужно будет подписать несколько документов. В противном случае решение вопроса перенесется в правовую плоскость, с участием представителей Фемиды.
Как правильно оформить
Чтобы письмо-уведомление приобрело юридическую силу, оно должно содержать утвержденные на законодательном уровне реквизиты и правдивые данные:
- Актуальное название документа – прописывается в верхней части листа.
- Ниже наименования нужно сделать уточнение «отказ в одностороннем порядке».
- В верхнем углу листа, с правой стороны, указываются идентификационные данные о каждом участнике сделки: ФИО, адрес, телефон, ИНН, паспортные данные и т. д.
- Тело документа. Арендатор обращается к арендодателю, придерживаясь вежливой интонации. Описывается сложившаяся ситуация, указывается причина расторжения арендного соглашения. Делаются ссылки на пункты и разделы договора аренды, нормы ГК РФ и другие нормативно-правовые акты.
Письмо необходимо составлять в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Если арендатор лично передает владельцу объекта недвижимости уведомление, то он должен попросить его поставить на своем бланке подпись и дату получения. В том случае, когда арендодатель отказываться принимать письмо, либо между сторонами существует напряженная, конфликтная ситуация, наниматель может отправить уведомление почтой. При этом ему необходимо соблюсти определенные формальности. Корреспонденция должна отправляться заказным письмом с описью вложений. Параллельно заполняется бланк уведомления, который вернется обратно отправителю после получения конверта адресатом (с его подписью).
Образец письма
Образец письма о расторжении договора аренды по инициативе арендатора.doc
Сроки
Федеральным законодательством регулируются все вопросы, касающиеся арендных сделок, в частности сроков. После того как владелец объекта недвижимости получит от арендатора письмо-уведомление, он должен в течение 30 дней дать на него ответ. Обратное письмо законодательство требует отправить, как при согласии расторгнуть договор, так и при отказе прекратить аренду.
Порядок завершения сделки
Если сторонам удалось достичь компромисса, то процесс расторжения соглашения потребует оформления двух документов. Это при условии, что ранее заключенное соглашение имело короткий срок действия, не превышающий одного года. Арендатору и владельцу помещения нужно оформить:
- соглашение о расторжении краткосрочного договора аренды;
- акта приема-передачи недвижимости, по которому возвращается из аренды объект.
В том случае, когда договор аренды сторонами заключался на длительный срок, который превышает 12 месяцев, в соответствии с регламентом Федерального законодательства он является обременением права собственности. Такое соглашение подлежит государственной регистрации – собирается пакет документов и подается в Регистрационную палату лично, либо через МФЦ. Когда стороны решили расторгнуть арендную сделку, то снять обременение можно после заключения договора о расторжении долгосрочного соглашения. Дальше владельцу объекта недвижимости нужно обратиться в Регистрационную палату и передать документ для государственной регистрации. Полученная выписка из ЕГРН будет содержать информацию о помещении, в частности в ней не будет указано об обременении.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *