Как вернуть качественный товар в магазин
Бывает так, что вполне осознанно покупаешь обновку или новый телефон в магазине, приходишь домой и понимаешь – это совсем не то, что хотелось.
Что делать в такой ситуации? Запомните: обменять или вернуть можно не только вещи с явным браком, но и те, к которым нет претензий по качеству.
При таком возврате должны соблюдаться определенные правила относительно состояния товара, которые прямо прописаны в законодательстве.
Какие условия возврата к качественным товарам, как правильно оформить и как проходит этот процесс – об этом и поговорим в данной статье.
Каким законом регулируется?
В тех случаях, когда дело касается отношений между продавцом и покупателем, в силу вступает Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.
Нормы Закона устанавливают права и обязанности покупателя, определяют механизм соблюдения этих прав, регулируют порядок обмена и возврата купленных товаров и услуг.
Статья 25 Закона разрешает вернуть приобретенный товар надлежащего качества, если он не подошел по следующим критериям:
- не устраивает форма или габариты
- не нравится фасон или цвет
- не подходит размер
- не устраивает комплектация
Срок обмена составляет 14 дней, не считая дня покупки.
Товары надлежащего качества
Качество товаров регламентируется техническими условиями (ТУ) или государственными стандартами (ГОСТ), и должно соответствовать описанию сопроводительной документации.
В ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что продавец обязан предоставить товар, соответствующий описанию и пригодный для использования.
При этом учитывается и срок службы или годности.
Если все нормы соблюдены – товар считается надлежащего качества.
Условия возврата товаров
В п. 1 статьи 25 прописаны условия, при соблюдении которых продавец не вправе отказаться принять возврат:
- товар не использовался;
- сохранен товарный вид и упаковка;
- не нарушены ярлыки и пломбы;
- имеются товарные или кассовые чеки.
В случаях, когда кассовый чек отсутствует, достаточно свидетельских показаний.
Если покупка совершалась в интернет-магазине, то доказательством станет электронный платежный документ, который подтвердит факт сделки.
Товары, которые нельзя вернуть
Обмен и возврат касается только непродовольственных товаров. Продукты питания, медикаменты, бытовую химию и парфюмерию возвращают только в случае истечения срока годности.
Существует целый список товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Полный перечень подробно расписан в Постановлении Правительства РФ №55 от 19.01.1998.
В него входят предметы личной гигиены и нательное белье, строительные товары, продающиеся по метражу, автомобили и прицепы, иные бытовые товары.
Продавец не может самостоятельно добавить в этот список товары по своему усмотрению.
Особенные трудности возникают при возврате технически сложных товаров бытового назначения, к которым относятся:
- металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки;
- электрические приборы и радиоэлектронные устройства (стиральные машины и пылесосы, холодильники и телевизоры);
- вычислительная и копировальная техника (компьютеры и принтеры);
- фотоприборы и киноаппаратура;
- телефонные аппараты и факсы;
- электронная музыкальная аппаратура и электронные игры;
- газовые приборы и оборудование.
Порядок возврата товаров
При необходимости возврата товара надлежащего качества нужно выполнить следующие действия.
- Обратиться к продавцу с заявлением, которое нужно составить в двух экземплярах. Один отдается в магазин, а на другом ставится пометка о принятии его к рассмотрению. Также на экземпляре покупателя продавцом ставится отметка о принятии возвращаемого товара.
- Предоставить предмет возврата в целостной упаковке, со всеми ярлыками и пломбами.
- Предоставить кассовый или товарный чек, подтверждающий покупку именно в этой торговой точке.
- Предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Это может быть пенсионное удостоверение, военный билет или что-то иное.
Если продавец отказывается принять заявление, нужно отправить его заказным письмом с получением уведомления. Получателем является не конкретный продавец, а руководитель магазина.
Его данные можно переписать в Уголке потребителя, который есть в каждой торговой точке.
Адрес получателя письма указывается фактический, тот по которому расположен магазин, а не юридический, указанный в разрешительных документах.
В заявлении обязательно нужно указать требование обмена или возврата средств. Продавец по закону должен удовлетворить просьбу не позднее трех дней от поступления заявки.
Для магазина выгоднее поменять товар, а не вернуть деньги. Продавец всегда будет убеждать покупателя выбрать иной товар взамен. Однако только вы решаете, сделать обмен или возврат.
Особенности возврата в интернет-магазин
При покупке через интернет-ресурсы, нужно учитывать, что сроки возврата товара надлежащего качества при дистанционной торговле ограничены 7 днями. Однако этот пункт должен быть прописан в информационном листе, который прилагается к покупке.
Если продавец письменно не уведомил покупателя о сроке обмена или возврата, он автоматически продляется до 90 дней с момента получения.
Основной порядок возврата такой же, как и в обычном магазине. Вместо кассового чека можно приложить квитанцию из банка или выписку из электронных платежей, подтверждающую факт совершения оплаты.
При дистанционном возврате следует учесть, что продавец производит перевод денег за минусом транспортных расходов, связанных с доставкой товара, в том случае, если она не оплачивается отдельно.
Возврат организацией
При совершении торговой операции между организациями всегда заключается договор купли-продажи. Если возникает необходимость возврата товара, к которому нет претензий, то это можно сделать только с согласия продавца. Никаких конкретных сроков законом не предусмотрено.
При этом должен быть обязательно заключен отдельный договор реализации, в котором покупатель и продавец меняются местами, то есть сделка обратной купли-продажи.
Что касается бухгалтерского оформления такого возврата, то он регламентируется Главой 25 Налогового Кодекса РФ.
Если срок истек
В Законе «О правах потребителя» четко прописаны все сроки возврата товара надлежащего качества. При их определении законодатели решили, что 14 дней вполне достаточно, чтобы принять решение: нужен ли он покупателю.
Продлить или изменить этот срок невозможно. По истечении 14 дней товар не может быть возвращен продавцу.
Исключение лишь для интернет-магазинов, где сроки возврата продлены до 3 месяцев, в случае, когда иные не указаны дополнительно.
Образец заявления на возврат
Заявление составляется в двух экземплярах, в свободной форме, может быть написано от руки или напечатано. В тексте заявления обязательно указываются следующие данные:
- данные продавца
- данные покупателя
- дата и предмет покупки
- к какой категории относится товар
- причина возврата
- товарный вид
- просьба о замене или возврате
Внизу ставится подпись с расшифровкой и дата подачи заявления.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *