Как защитить права потребителя в суде?
Большинство граждан, получающих услуги, зачастую даже и не знают о том, что у них как у потребителей есть особые права. И большинство недобросовестных продавцов и мастеров свободно этим пользуются. А ведь именно знание законов и прав дает возможность требовать лучшего качества и более добросовестного обслуживания.
В этой статье мы подробно расскажем о том, как с помощью “Закона о защите прав потребителя” защищать свои гражданские и потребительские интересы в высшей инстанции, а именно в суде. В этой статье вы узнаете основания для подачи иска, его форму и то, к чему может привести судебное разбирательство.
Основания для подачи
Сфера обслуживания весьма разнообразна и регулируется огромным количеством норм и правил. Как следствие, существует огромное количество поводов для подачи жалобы. И суд принимает их все, так как является высшей инстанцией, уполномоченной рассматривать любые споры. Вы можете обращаться с иском в следующих случаях:
- Вам предоставили некачественный товар или услугу, но продавец отказался оформлять возврат;
- Продавец отказывается обменять или вернуть качественный товар, не входящий в категорию “невозвратных”;
- Вы столкнулись с нарушением гражданских прав при получении услуги, а так же с иными преступлениями (например, мошенничеством);
- Вы столкнулись с нарушением условий договора, его незаконным изменением, мошенничеством с его помощью;
- Дирекция магазина и его персонал отказались идти на сотрудничество при возникновении конфликтных ситуаций;
- Организация, предоставляющая услуги, отказалась выполнять предписания Роспотребнадзора после проведенной проверки;
- Интернет – магазин проигнорировал правила дистанционной торговли;
- Организация распространила ваши персональные данные.
Этот список далеко не полон, так как закон о защите прав потребителей крайне разнообразен и включает множество предписаний, которые зачастую нарушаются. В целом вы можете обращаться в суд с любой значительной претензией, но только если сам магазин вашу жалобу проигнорировал.
Как составить иск?
Сделать это достаточно сложно, но возможно. Главное – следовать трем правилам:
- Пишите в деловом стиле. Помните, что вы составляете официальный документ;
- В обращении прописывайте только факты, которые можно подтвердить документально или с помощью свидетелей;
- Избегайте оскорблений и угроз. Если они содержатся в тексте то вам не только грозит отказ, но и уголовная ответственность.
Перейдем к самому тексту искового заявления. В нем всего три части, но заполнить их надо полностью, грамотно и без ошибок. Очень важно соблюдать порядок и структуру текста. Исковое заявление всегда начинается с заголовка, прописываемого в правой верхней части (в левой суд ставит свои печати и пометки), продолжается главной информационной частью и заканчивается заключением. Итак, стандартное обращение имеет следующий вид.
- Заголовок:
- Данные о суде, в котором будет проводиться разбирательство;
- Информация об истце;
- Информация об ответчике.
- Информационная часть:
- Краткое описание конфликта и его причины;
- Описание действий заявителя, принятых им для разрешения ситуации;
- Просьба, с которой истец обращается к суду;
- Обоснование требований.
- Заключительная:
- Полный перечень прилагаемых бумаг;
- Подпись;
- Дату подачи заявления.
На этом иск можно считать дополненным. В заключении вы так же можете прописать дополнительные сведения, такие как контакты свидетелей.
Образец
Как начать разбирательство?
Для того, чтобы начать разбирательство, иск нужно правильно подать. Делается это тремя способами:
- При личном обращении в здание суда. Самый удобный способ, так как он дает меньше всего отказов. Связано это с тем, что обращаясь к работникам суда напрямую вы можете дополнить пакет документов или подправить обращение если того потребует ситуация;
- С помощью доверенного лица. Способ хорош тем, что ваш представитель может полностью заменить вас и лично представлять ваши интересы. Но для проведения подобной процедуры потребуется нотариально заверенная доверенность;
- По Почте России. Отправка иска вместе с пакетом бумаг подойдет только в том случае, если разбирательство проходит в другом городе.
После того, как суд рассмотрит ваш запрос и примет дело, будет проведено разбирательство, целью которого станет подтверждение факта нарушения. Не проводится оно только в том случае, если уже имеется заключение Роспотребнадзора. В целом тяжбы по искам о защите потребительских прав крайне разнообразны и описать их очень сложно, однако объединяет их то, что все они достаточно сложные. Так что настоятельно рекомендуем вам заручиться поддержкой юриста.
Что можно получить в результате?
Иски о защите прав потребителей сложно назвать выгодными, так как сами происшествия, на которых они основываются, не несут значительного ущерба гражданину. Однако с их помощью всегда можно восстановить свои права и принудить недобросовестного продавца к выплате компенсаций или законному сотрудничеству. Итак, с помощью подобного иска вы можете:
- Получить компенсации по всем затратам (например, за проведение экспертиз, судебных издержки и прочие траты);
- Получить назад деньги за некачественную услугу или товар;
- Изменить, расторгнуть действующий договор или принудить стороны к выполнению всех его пунктов и предписаний;
- Потребовать выплату морального ущерба. Это – самый распространенный вид компенсаций, так как зачастую при возникновении каких – то проблем в сфере обслуживания гражданину приходится потратить много времени и сил на их решение;
- Принудить продавца к выполнению его обязанностей: оказанию качественной услуги, обмену, ремонту по гарантии.
А так же добиться многого другого. Большинство требований, касающихся соблюдения прав потребителя, так или иначе касаются либо денежных компенсаций за убытки, либо принуждения к соблюдению законов и условий договора. Однако, хоть выгода и не будет слишком большой, подавать в суд можно и нужно – только так можно принудить продавца к качественной работе и улучшить качество сервиса в целом. Не стесняйтесь жаловаться даже на самые крупные организации – от соблюдения законов их никто не освобождал.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *